Вкусное любят все, даже те, кто заботится о своей фигуре. Постоянная тяга к испытанию неизвестного свойственна учителям, которые не удовлетворяются общепринятыми методическими приемами обучения, ставшими общепринятыми на практике. Такие исследователи находятся в поиске оригинальных решений методических задач, нацеленных на мотивирование учащихся к развитию своих способностей к овладению знаниями.
Неоднократно приходится констатировать ставшее популярным утверждение того, что именно самостоятельные усилия по овладению навыками достижения знаниями приводят к успеху. Подавляющее большинство учителей иностранных языков считают, что именно такие знания имеют прочную основу для практической реализации в сфере иноязычного общения.
Нельзя не согласиться, что научить учащихся самостоятельно добывать знания – это трудно, но и захватывающе ценно в силу ожидаемых перспективных результатов. Знания, пришедшие к ученику по своим «выстраданным» каналам, всегда окажутся прочнее по сравнению с установочными оборотами, пассивно заученными в соответствии с учебными программами.
Почувствовать свободу в общении на иностранном языке – значит дать ученику возможность ощутить вкус изюминок, который он никогда не забудет. Такой вкус может быть разнообразным – от ощущения горечи незнания до вдохновенного восприятия сделанных самостоятельных открытий в сфере взаимопонимания.
Такими изюминками, например, могут стать раздаточные дидактические материалы в виде кроссвордов и интеллект-карт. Такие обучающие материалы эффективно способствуют развитию мыслительных способностей учащихся на базе принципа ассоциативных размышлений.
Кроссворды
Разгадывание кроссвордов является эффективным действием по овладению морфологическими и орфографическими навыками, способствующими смысловому распознаванию слов, как имеющихся в разговорной базе ученика, так и вновь формирующихся незнакомых ранее лексических единиц.
Практика показывает, что регулярное использование кроссвордов в обучающем процессе наилучшим образом способствует отработке языковых коммуникационных навыков через систему адекватных упражнений.
Кроме того, работа с кроссвордами способствует совершенствованию навыков чтения и понимания прочитанного, подсознательно ориентируя учащихся на адекватное использование усвоенного словарного запаса.
Интеллект-карты
Как правило, интеллект-карты представляют собой модульные лексико-грамматические структуры, ориентирующие учащихся на монологические или диалогические высказывания по определенной теме.
Разумеется, не следует «разжевывать» лексическое наполнение до готовой квинтэссенции в процессе разработки дидактических материалов, а, напротив, предоставить учащемуся шанс видоизменять исходный инфинитивный вариант в правильную, по его мнению, грамматическую форму.
Основное назначение интеллект-карт сводится к тому, чтобы:
успешно овладевать речевыми навыками непринужденного иноязычного общения;
научиться избавляться от стеснительности и скованности;
обретать уверенность в своих силах;
укреплять интерес к изучению иностранного языка как доступного коммуникационного средства.
Процесс овладения практическими навыками иноязычного общения станет действительно интересным и познавательным, если включить в него дидактические изюминки, предоставляющие ученикам новые и неизведанные возможности учиться с вдохновением.